Веб-аналитика для чайников. Введение

Веб-аналитика для чайников. Введение

Не первый год веду бизнес-завтраки по веб-аналитике, и знаете что? Некоторые предприниматели впервые видят интерфейс систем аналитики; многие видели, но не знают, как ими пользоваться, и лишь пара-тройка может правильно составить несколько отчетов. И, честно сказать, если бы я была на их месте, то тоже не знала бы, с какого боку подойти к такой сложной теме. Даже я, будучи маркетологом, в первое время, когда только училась анализировать,выглядела примерно вот так:

В итоге мы решили поделиться накопившимися знаниями с большей аудиторией. А так как на бизнес-завтрак к нам попадают далеко не все желающие, мы написали цикл статей об аналитике, в котором расскажем, что это такое и с чем ее едят.

 

Что такое веб-аналитика?

Веб-аналитика — это раздел интернет-маркетинга, отвечающий за сбор и анализ данных о посетителях и визитах с целью улучшения сайта и его продвижения.

А теперь человеческим языком.

Допустим, у вас есть сайт, реклама или даже блог в «Инстаграме». С ними взаимодействуют пользователи, которые иногда к вам заходят, что-то делают или, наоборот, не делают. Помним, что сайт, реклама и «Инстаграм» нам не просто для развлечения, а чтобы продавать свои товары или услуги.

Для повышения продаж нужно понимать, что посетителям нравится или не нравится, как сделать, чтобы нравилось, и не пришлось горевать потом о бесцельно потраченных годах деньгах. То есть любое действие пользователя на сайте, в рекламе или «Инстаграме» нужно проанализировать.

Так как в силу многих объективных причин сами мы все это посчитать не можем, добрые люди создали специальные сервисы, которые все это собирают, считают, распределяют и соотносят. В общем, делают жизнь аналитиков и предпринимателей легче и приятнее. Мало того, с помощью систем аналитики можно контролировать действия ваших подрядчиков, видеть успехи и провалы. Однако нужно знать, куда посмотреть.

Сегодня мы коротко поговорим о том, какие сервисы существуют и что в них особенного.

 

Что анализировать-то будем?

Хороший вопрос: что проанализировать, чтобы понять, работают ли сайт и реклама? Обычно я отвечаю так: зависит от ваших целей и от источников трафика, но есть вещи, которые стоит анализировать всегда:

  • показатель отказов;
  • глубину просмотров;
  • время на сайте;
  • поисковые фразы;
  • поисковый трафик;
  • время до отрисовки страниц (скорость загрузки);
  • брендовые запросы.

Остальное по необходимости и, как я уже говорила, исходя из целей проекта. О показателях будем писать отдельно.

 

Какие основные системы аналитики бывают

Расскажу о самых популярных, а какую использовать — решать вам!

«Яндекс.Метрика»

https://metrika.yandex.ru/welcome

Сервис от нашего родного «Яндекса» давно покорил сердца пользователей и прочно закрепился в топе лидеров.

У «Метрики» достаточно удобный и логичный интерфейс (по признанию собственников бизнеса «самый удобный»), очень «русский», что немаловажно. Здесь вам не нужно продираться сквозь сложную структуру и незнакомые названия, чтобы настроить счетчик.

 

Код «Метрики» легко устанавливается на сайт, и после этого вы уже собираете всю информацию. В каждом отчете можно выбрать сегменты (например, смотреть только показатели пользователей, которые пришли с рекламы), метрики (например, сколько страниц посмотрели посетители с рекламы) и объединить параметры (например, в отчете «пол» добавить параметры «возраст», «страница входа» и другие). В итоге получается узкий срез для более точной оценки происходящего.

Помимо стандартных отчетов вы можете посмотреть карты ссылок, кликов и скроллинга, аналитику форм, вебвизор (видеозаписи визитов) и отдельные неперсонализированные отчеты по каждому посетителю (сколько раз заходил, с каких источников и устройств и т. д.).

Google Analytics

https://marketingplatform.google.com/about/analytics/

Вторая основная система аналитики, но уже от другого гиганта — Google. Как говорят представители среднего и малого бизнеса, он менее понятен и рассчитан на логику иностранцев. Однако профи любят «Аналитикс» больше «Метрики» как раз за более сложный функционал.

Здесь вы тоже сможете посмотреть все основные показатели, такие как источники трафика, аудитория, поведение или конверсии. Как и в метрике, их можно делить на сегменты и выбирать более детализированные отчеты.

Помимо прочего, можно просматривать статистику посещений в режиме реального времени, разные типы устройств (с каких устройств заходил один конкретный посетитель и на каком произошла конверсия), когортный анализ, увидеть пути пользователей, изучить ассоциированные конверсии и многое другое. При желании сюда можно даже загружать оффлайн-продажи.

Если вы собираетесь заниматься аналитикой углубленно и готовы тратить на это время, тогда сразу начинайте знакомство с Analytics.

Что еще?

Из бесплатных с хорошим функционалом, пожалуй, всё. Остальные либо имеют большие ограничения, либо стоят денег. А ведь если не видно разницы, зачем платить больше? Но я не жадная, кому надо, пишите мне в Facebook, поделюсь ссылкой на крутую статью с подробным разбором систем аналитики.

 

Как анализировать соцсети?

У каждой соцсети свои системы аналитики, где показывается и вовлеченность пользователей, и количество лайков/репостов, и многое другое. Думаю, эта тема также достойна отдельной статьи. А прямо сейчас советую проанализировать, насколько правильно вы ведете свои соцсети.

 

Вспомогательные системы

Помимо обычных систем аналитики, которые собирают информацию с сайта, есть и те, которые накапливают данные из разных источников или помогают анализировать продажи. Поговорим о них.

Системы коллтрекинга, «ловцы лидов» и чаты

Конечно, в первую очередь это инструменты продаж, но считаю правильным отнести их и к аналитике тоже, ведь они помогают нам учитывать конверсии. Если с понятием онлайн-чатов все более-менее знакомы, то с коллтрекингом и ловцами лидов не очень.

Коллтрекинг — система записи звонков и сбора информации о них, необходимая для подсчета конверсий и отсеивания нецелевых звонков. Статья про системы коллтрекинга уже на подходе, так что о них подробно писать не буду.

Ловцы лидов — всплывающие окна на странице сайта, появляющиеся при попытке выхода со страницы. В нем обычно содержится какое-то выгодное предложение и поля, чтобы оставить свои контактные данные. Помогают всеми правдами и неправдами получить контакты пользователя (но это не всегда работает).

Объединила эти системы в одну категорию, так как у них похожие функции: общение с пользователем, запись звонка или чата и последующий анализ информации. Здесь все как с аналитикой: есть простые и сложные, платные и бесплатные.

Агрегаторы (сквозная аналитика)

Есть у названных выше систем аналитики одно свойство, которое мешает общему анализу информации: они не обладают достаточным функционалом для сбора всех необходимых данных, из-за чего мы не видим полной картины.

Эту проблему решают агрегаторы. Их достаточно много, назову несколько: Roistat, Alytics, CoMagic, Bi Owox. Все они собирают данные из разных источников и помогают строить более точные отчеты, учитывая все источники трафика.

Более того, здесь же может высчитываться ценность конверсии, ROI, показываться путь покупателя до конверсии, бывает даже собственный коллтрекинг и система автоматического управления ставками в рекламе. Минус этих систем — они платные и их нужно уметь настраивать, иначе никакого толка от них не будет.

CRM

Волшебная палочка продажника! Именно сюда попадают все заявки, лиды, клиенты и даже те, кто ушел (предатели!). Здесь можно поставить клиенту статус, а себе — напоминание о важном звонке (даже если его нужно совершить через полгода).

Почему же я пишу о CRM в статье о системах аналитики? Все просто: CRM содержит всю историю клиентов, в том числе доходы от каждого из них. Таким образом, мы можем посмотреть, из каких источников пришли наиболее платежеспособные клиенты, кто из них чаще и больше тратит и кого стоит вернуть.

Подведем итоги

Выбирайте систему аналитики исходя из бюджета, целей, оборота и необходимого функционала. Зачем тратить большие деньги, если вам нужен только чат для одного менеджера? Если же вам нужно анализировать всё, и откуда приходят звонки и заявки, записывать информацию о них и как-то интегрироваться с системами аналитики и CRM, то придется раскошелиться.

 

Ну что, у всех мозг закипел? У меня бы точно отключился уже давно. Но после более подробных статей и практики, я уверена, станет намного проще и понятнее. Хотя это не главная цель: в итоге вы узнаете, как составить нужный вам отчет, правильно его проанализировать и внести изменения в сайт/рекламу, чтобы улучшить эти показатели. В итоге все это приведет к увеличению дохода.

Увидимся в следующих статьях!

 

Превью — кадр из фильма «Белое солнце пустыни».

Автор статьи:
Задунаева Дарья, интернет-маркетолог

Мы перезвоним Вам в течение часа!


Я ознакомлен, согласен и принимаю условия Политики Конфиденциальности